Термин «Краска» используется для описания ряда веществ, которые состоят из пигментов, смешанных в виде сухого порошка или жидкости. С кистью, валиком или распылителем, краска наносится в тонкий слой на различных поверхностях: таких как дерево, металл или камень.
Хотя основной целью является защита поверхности, к которым она применяется, краски тоже наносят для украшения.
Образцы первых известных человечеству картин, написанных примерно 25 000 лет назад, были обнаружены в пещерах Франции и Испании. Древние художники изготавливали краску, используя легкодоступные природные вещества: пигменты земли, древесного угля, ягодный сок, сало, кровь.
Позже древние китайцы, египтяне, евреи, греки, и римляне использовали в составе красок более сложные материалы. Некоторые из них, как например, роспись стен некоторых пещер в Британии, не могут расшифровать и повторить даже сейчас, используя современное электронное оборудование.
Растительные масла тогда использовались в качестве лаков. Прообразами современных пигментов стали желтые и красные ягоды, мел, желтый сульфид мышьяка и зеленый малахит. Связующими элементами были такие: известь, яичный белок и даже пчелиный воск.
Древние египтяне впервые использовали краску в качестве защитного покрытия против вредного воздействия воды. Именно они стали применять смолу для защиты своих деревянных судов.
В средние века для отделки некоторых внутренних помещений храмов и дворцов стали использовать защитные краски для предотвращения возникновения сырости. Но в связи со сложностями в производстве, такие покрытия были очень дорогими и применялись редко.
Примерно в то же время художники начали варить смолу с маслом для получения красок с высокой степенью смешивания. Именно в XV веке было замечено, что при добавлении олифы в краску ускоряется испарение. Кроме того, был принят на вооружение новый растворитель – льняное масло, которое оставалось самым распространенным ингредиентом в лакокрасочных материалах вплоть до ХХ века.
В 1700 году, в Бостоне Томас Чайлд построил первую американскую мельницу для переработки и смешивания красок и лаков. Тогда же был выдан первый патент на использование для покраски стен и потолков гашеной извести в воде – этой эмульсией обрабатывали практически все административные здания в первые годы становления США. Некоторые исторические постройки до сих пор сохранили эту побелку.
В 1865 году Ди Пи Флинн получил патент на революционный продукт. Новая краска на водной основе содержала оксид цинка, гидроксид калия, смолы, молоко и несколько масел.
Кстати, интересный факт: до 1867 года производители не продавали готовые к употреблению краски. Покупатель должен был сам смешивать ингредиенты. Естественно качество готовой смеси зависело от образованности и навыков, поэтому умение «готовить краску» ценилось не менее, чем умение ездить верхом на лошади или стрельба из револьвера.
Двадцатый век стал свидетелем самых серьезных изменений в составе красок и способов их производства. До 1930 года для обработки пигментов использовали каменные мельницы, придуманные Томасом Чайлдом, но уже потом использовать стальные шары – которые справлялись лучше и практически не изнашивались. Тогда как камень крошился и попадал в состав пигментов, что несколько расстраивало производителя. Новые синтетические средства, разработанные из таких полимеров, как полиуретан и стирол-бутаден, появились в 1940-е годы. Алкидные смолы были синтезированы, и они начали свою многолетнюю историю доминирования в качестве одной из важнейших сырьевых составляющих краски.
Сегодня краски применяют не только ради декорирования. Покрашенная поверхность – уже не признак роскоши, а суровая необходимость: защита от коррозии, огня, ультрафиолета, истирания многих других внешних воздействий. Поэтому те или иные виды покрытий используются повсеместно для внутренних и наружных поверхностей практически всех предметов и механизмов, используемых человеком: лодок и автомобилей, самолетов и бытовой техники, мебели и сотовых телефонов.